korgimama (korgimama) wrote,
korgimama
korgimama

Categories:
Вспоминаю сейчас фильм Гончарова и Ханжонкова "Оборона Севастополя". Очень его люблю. Не потому, что мой прадед был участником именно этой обороны, это минувшее, о котором мне мало что известно.
Когда смотрела этот фильм впервые, сначала относилась иронично. Все же, 1911 год, немое кино, наивные выразительные средства, актеры с невероятным гримом, Мозжухин в роли адмирала Корнилова. Потом, правда, дежурная вгиковская ирония первокурсника куда-то растворилась. Действие захватило, каждая сцена стала вызывать живое сочувствие. Вот погибает Корнилов, вот солдатики танцуют "Барыню", вот детишки несут ядра, чтобы хоть как-то помочь, вот санитарка, вот весь народ участвует в страшном и благородном ратном труде. Трагическом и безнадежном. Но все равно, конечно, понимаешь: перед тобой батальное полотно, талантливая реконструкция, искусство, в котором хорошо виден раскрашенный задник сцены. Всегда можно выйти из театра.
И тут авторы фильма, с отвагою, делают неожиданное. Финальный эпизод картины - это не игра. Это документальные съемки, где настоящие участники обороны Севастополя, старики, выходят к неподвижной камере, снимают фуражки, уходят из кадра. Из кадра и из жизни. Это та самая уходящая натура, которая ушла навсегда, ее можно реконструировать в драматической игровой части фильма, но вот эти, живые, настоящие, люди знают что-то такое, что уже не реконструируешь, и это уйдет вместе с ними. Хотя в кадре они еще живы, прямо и с достоинством смотрят на нас, нынешних. Молча. И тут я начинаю плакать. Всегда, когда смотрю финал.
Казалось, этот эпизод мог бы разрушить обаяние игровой части фильма, но нет, он тем сильнее, чем большими были старания авторов передать подробности этой битвы с помощью тогдашнего искусства игрового кино. Старики подтверждают все предыдущее. Это было. И они есть. Пока еще есть, пока не превратились в гранитные памятники на Малаховом кургане, как многие из тех, кто воевал с ними рядом. Мы видим эти памятники (их нет на этом фрагменте в ютьюбе, он обрывается чуть раньше). Нам, спустя сто лет, остались только они. Никто из этих седовласых дедушек не расскажет нам, как все было на самом деле. Они посмотрели на нас и ушли. Воины прошлого, которые знали, за что воевали.
Сейчас все сложнее. А для кого-то проще. Я не делаю выводов о дне сегодняшнем, просто смотрю кино, смотрю на этих стариков и плачу о былом. Обо всем, когда-то живом.
В ролике на финальные кадры наложена бравурная музыка, но я выключаю звук, мне кажется, это надо смотреть в тишине, как я смотрела в первый раз, под треск кинопроектора. Вот русские старики, собрались все вместе, как на групповом фото. Встают и уходят по одному, пока перед нами не остается никого из них. Уже не осталось. В небытие все уходят поодиночке. "Оборона Севастополя". Другое название "Воскресший Севастополь". Великий фильм.
Subscribe

  • (no subject)

    И такой пугающий дождь вечером. Как будто лето уже кончилось. Будто повернулось все от чувств и ощущений жарких, летних в другую, холодную сторону.…

  • (no subject)

    Через сквер, мимо клумбы с тюльпанами, торопливым шагом шел мужчина с полиэтиленовым пакетом. Под мышкой, без всякого пакета, он держал большую,…

  • (no subject)

    День Победы мы провели на дрессировочной площадке. Всех с праздником!

Comments for this post were disabled by the author